КСОДД в 2022 году: что ждать от новых поправок в ФЗ-№443?

КСОДД в 2022 году: что ждать от новых поправок в ФЗ-№443?
Вт, 25 Мая 2021 в 14:51

Новые поправки в закон «Об организации дорожного движения от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ и ряде других актов РФ повлекут за собой серьезные изменения в области комплексных схем организации дорожного движения (далее – КСОДД). 

Нововведения связаны с уменьшением количества обязательных схем, появлением сроков рассмотрения и отправки принятых документов уполномоченным органам, созданием КСОДД в городах федерального значения и другими ситуациями, призванными усовершенствовать ситуацию в дорожно-транспортной отрасли страны.


КСОДД станет меньше

Одним из самых значимых нововведений в законе является изменение требований к численности жителей населенного пункта, при которой наличие КСОДД является обязательным. Теперь, согласно поправкам в п. 2.1. ч.2 ст.16, если численность субъекта менее 50 тыс. чел., наличие КСОДД не является обязательным, но схема может быть разработана по решению органов местного самоуправления. 

Отсутствие необходимости каждые 15 лет разрабатывать, согласовывать и утверждать КСОДД, несомненно, руководством многих населенных пунктов и муниципальных территориальных единиц будет воспринято положительно. Однако такое послабление в законе может привести к росту количества ДТП на менее загруженных участках автодороги, к которым относятся магистрали, прилегающие к малонаселенным территориальным объектам. 

В пользу «укрупнения» КСОДД и сокращения количества обязательных схем в области организации движения на дорогах говорит и тот факт, что теперь КСОДД может приниматься как для муниципальных районов, так и для отдельных или объединенных муниципальных округов, территории которых примыкают друг к другу и относятся к исследуемому участку автодороги.


Схемы для мегаполисов

Многие нововведения в законе, которые вступят в силу с 1 января 2022 года, нацелены на улучшение ситуации на дорогах в крупных городах. Например, в ч.2 ст.17 указывается, что теперь комплексные схемы ОДД являются обязательными для городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). 

В ныне действующей редакции закона наличие КСОДД для этих городов не является обязательным, несмотря на то, что организация дорожного движения в столь крупных городах является особенно необходимой. 

Данные изменения внесут ясность в необходимость создания КСОДД на территории крупнейших экономических городов страны. Ранее схемы, регулирующие дорожное движение в мегаполисах, создавались исключительно на добровольной основе по решению представителей Минтранса, уполномоченных контролировать ситуацию на дорогах в регионе.


Временные и постоянные схемы ОДД: причины изменения документации 

С 2022 года при создании временных схем (ПОДД) в крупных городах и иных населенных пунктах имеет значение, производится ли капитальный ремонт на участке автодорог. Ранее капитальные восстановительные работы не были причиной для разработки временных схем ОДД.  

Причина увеличения временных схем связана с тем, что Правительство РФ начало активную борьбу с заторами. Это привело к внесению нового термина в текущий закон (п. 11 ст.3): «затор – условия движения, характеризующиеся непреднамеренными остановками движения транспортных средств, в том числе связанные с неудовлетворительными значениями параметров эффективности организации дорожного движения». 

Иными словами, затор представляет собой остановку движения транспорта на конкретном участке автодороги, которая могла образоваться по причине некорректной организации дорожного движения на территории. Поводом для этого могла послужить устаревшая схема КСОДД или отсутствие ПОДД при капремонте автодороги или иных типах строительно-восстановительных работ.


Внимание к заторам

С учетом поправок в ч.3 ст.16 текущего закона, при разработке КСОДД ответственные за составление схем компании обязаны уделять особое внимание загруженности автодорог. Необходимость избегания заторов, наряду со снижением риска для экологии и улучшением уровня безопасности дорожного движения, при разработке постоянных схем организации дорожного движения с 1 января 2022 года является прерогативным направлением. 

При прогнозировании возможности появления заторов и разработке мер, способствующих их ликвидации, учитываются понятия интенсивности дорожного движения и максимальной пропускной способности автодороги. 

Интенсивность подразумевает собой определенное количество транспортных средств и других участников дорожного движения, которые проходят по анализируемому участку автодороги за единицу времени (например, час или сутки). Максимальная пропускная способность отражает верхнюю границу участников дорожного движения, которые могут передвигаться на конкретном участке автодороги за единицу времени. 

Заторы на дорогах возникают в том случае, если превышена максимальная пропускная способность. Поэтому цель разработки новых КСОДД и ПОДД с учетом принятых поправок в законе сводится к тому, чтобы не только обезопасить движение на дорогах, но и снизить интенсивность движения, повышая при этом максимальную пропускную способность участка автодороги.  

Принятая поправка подразумевает, что схемы, в которых не будет учитываться потенциальный риск образования заторов и пути, способствующие разгрузке участка автодороги, будут отклонены до внесения соответствующих поправок. Однако на законодательном уровне эти действия в текущий момент не закреплены: согласование и утверждение КСОДД находятся под ответственностью уполномоченных органов власти субъектов, на территории которых располагается исследуемый участок дороги, или городов федерального значения.


Срок проверок КСОДД

Срок действия КСОДД остался прежним – 15 лет, как и порядок разработки схем. Исключение – ранее перечисленные города федерального значения. Для них, согласно п.7.1 ч.7 ст.17, решение о разработке КСОДД является прерогативой уполномоченных органов.

Но при этом, согласно п.9.1 ч.9 ст.17, принятые на рассмотрение схемы должны быть проверены в течение 30 дней с момента представления в уполномоченные органы. Срок согласования утвержденных схем (ч.13 ст.17) теперь также составляет 30 дней. 

К субъектам, которые задерживают принятие и рассмотрение схем, по инициативе контролирующего органа (Минтранс и др.) могут применяться различные предписания. Однако в текущий момент в поправках к закону не указывается, какие санкции грозят при просрочке подачи и принятии документации по КСОДД. 


г. Санкт-Петербург 
ООО «ТехСреда»