При создании комплексных систем организации дорожного движения в конкретном регионе страны, к сожалению, организации доступной среды для инвалидов уделяется недостаточно внимания. Об этом свидетельствует информация о наличии КСОДД в отдельных регионах странах и их реализации по состоянию на 1 июня 2020 года.
Несмотря на то, что наличие комплексной программы, которая обеспечила бы максимально безопасное и комфортное движение на дорогах для всех участников дорожного движения, включая маломобильные категории граждан, регламентировано законом, в ряде регионов КСОДД либо отсутствует вовсе, либо реализуется только формально.
Например, в Челябинской и Архангельской областях, а также в Сочи и окрестностях курорта КСОДД, учитывающий создание оптимальной среды для инвалидов полностью отсутствует, а в Вологде, Липецке, Владивостоке, Уфе и Барнауле разработанные меры позволяют улучшить передвижение маломобильных категорий граждан лишь отчасти.
Отсутствие доступной среды для инвалидов, беременных женщин и людей с колясками, пожилых и лиц, восстанавливающихся после травмы, носит остросоциальный характер.
Законы, принимаемые чиновниками, к сожалению, в большинстве случаев так и остаются реализованными только на словах, отчасти из-за дефицита в бюджете местных администраций. Реальность же такова, что большая часть городской инфраструктуры, относящаяся к организации дорожного движения, максимально адаптирована только для граждан с высокой мобильностью.
Забыть о создании безопасности на дорогах для инвалидов, значит лишить 11 188 216 человек возможности оптимально передвигаться, не ощущая себя изгоями общества. Учитывая статистику о количестве инвалидов из Росреестра, следует также обратить внимание на долю детей в этом списке.
По состоянию на 01.06.2020 г. в России 6 799 000 человек признаны детьми-инвалидами. Это не только маломобильные, но и наименее защищенные слои населения, которым требуется оптимальный уровень социальной защиты и особая забота со стороны государства и общества в целом. И одним из способов улучшения жизни детей-инвалидов в РФ является создание доступной среды для передвижения по городу и другим населенным пунктам.
Если просматривать статистику маломобильного населения, учитывая возрастную категорию граждан, то примерно 57% женщин и 43% мужчин в Росси старше 40 лет – это инвалиды. То есть, примерно половина всего населения страны после в возрасте старше 40 лет имеет серьезные проблемы со здоровьем. Для таких людей доступная инфраструктура, реализованная не только на бумаге, но и на деле – не просто приятный бонус от властей, но и способ возможность получать все виды благ и услуг наравне с остальными жителями нашей страны.
Общие заболевания. Инвалидность, связанная с прогрессированием какого-либо недуга или дефекта (проблемы со зрением или давлением, суставами и т.д.), встречается у 85,6% населения.
Несмотря на наличие инвалидности, примерно 26,4% населения этой категории продолжают работу.
Кроме того, в Правительстве РФ поддерживают идею трудоустройства инвалидов, планируя увеличить цифры работающих граждан с ограниченными возможностями к 2025 году до 50%.
Одним из факторов, способствующим этому, станет развитие дорожной инфраструктуры.
К сожалению, маломобильное население РФ весьма ограничено в свободном передвижении по городу. Инвалидам-колясочникам практически невозможно сесть в маршрутный транспорт или такси, а отдельных дорожек или тротуара для их передвижения в большинстве населенных пунктов РФ не предусмотрено.
Кроме того, наличие пандусов, заниженных бордюров или широких лифтов в инфраструктуре районов с многоэтажными домами встречается довольно редко. А потому малоподвижные граждане в РФ так и остаются вдалеке от большинства доступных ресурсов, включая свободное передвижение с помощью городского автотранспорта.
Составление комплексной программы реализации дорожного движения, в которую будут включены мероприятия по созданию доступной среды для перемещения инвалидов и остальных малоподвижных категорий граждан в РФ, обусловлено необходимостью уравнять доступность отраслевых ресурсов для всех категорий граждан нашей страны.
К сожалению, в ряде КСОДД, принятых во многих регионах страны и приведенных ранее, есть лишь общие схемы организации дорожного движения. В других планах по обеспечению безопасности и комфорта дорожного движения в регионе мероприятия, направленные на улучшение доступности городской среды для малоподвижных категорий граждан, отсутствуют вовсе. Это увеличивает социальный разрыв между отдельными категориями населения, еще больше ущемляя права самых незащищенных слоев российского общества.
Чтобы исправить ситуацию, достаточно не просто разработать КСОДД для конкретного региона, но и позаботиться о том, чтобы все запланированные в документе мероприятия были реализованы в срок и с учетом всех принятых в России норм, приравненных к международным стандартам организации дорожного движения.
Ряд готовых мер, готовых к реализации и оптимально подходящих для развития инфраструктуры большинства регионов, уже аккумулированы в официальных источниках, например, «Азбуке доступности среды жизнедеятельности» (Минсоцзащиты Свердловской области) и книге Е.Леонидовой «Доступная среда и универсальный дизайн глазами инвалида».
Учитывая меры, предложенные в этих источниках, а также потребности большинства инвалидов и представителей маломобильного населения страны, руководству отдельных регионов РФ следует разработать и реализовать оптимальную схему комплексной организации дорожного движения, в которую будут включены изменения, необходимые для обеспечения безопасности и комфортного передвижения всех, без исключения, граждан в регионе.