Какой должна быть КСОДД? Основные положения структуры и содержания

Какой должна быть КСОДД? Основные положения структуры и содержания
Пт, 12 Августа 2022 в 09:56

Комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) является очень важным и полезным документом, ведь именно в нем отражена концепция развития системы организации дорожного движения (ОДД) для рассматриваемой территории на срок не менее пятнадцати лет либо на срок действия документов стратегического планирования (п. 3 ст. 17 ФЗ № 443 от 29.12.2017). Именно КСОДД определяет механизмы обеспечения безопасности дорожного движения и решения проблем автомобильного транспорта на ближайшие годы с учетом прогнозируемых параметров.


Какая должна быть структура КСОДД?

 

Обязательные требования к составу и содержанию КСОДД указаны в Правилах подготовки документации по организации дорожного движения (Правила), утвержденных приказом Минтранса России № 274 от 30 июля 2020 г. Тут важно отметить, что нормативно-правовая база претерпевает постоянные изменения, однако общие правила и требования всегда остаются неизменными, именно о них мы и поговорим.

Итак, согласно п. 19 вышеуказанного Правил при разработке КСОДД на начальном этапе производится анализ исходных данных, а именно существующей документации по организации дорожного движения, который как правило относится к камеральным видам работ. Далее проводятся полевые работы по обследованию сети дорог и параметров автомобильных и пешеходных потоков. Результатом данных этапов является сформированная характеристика существующей дорожно-транспортной ситуации, для которой в п. 21 Правил указано, что она должны включать.

Возвращаемся к п. 19 Правил и видим, что следующим этапом проводится разработка целевых показателей реализации КСОДД. Тут важно отметить, что конкретных требований для данного пункта нет и не может быть, т.к. целевые показатели индивидуальны для каждой территории, в отношении которой разрабатывается КСОДД. В итоге должны быть разработаны такая система целевых показателей, которая отражает необходимые и перспективные направления развития системы ОДД. Тут должны быть указаны наименования показателей, формулы их расчета, единицы измерения и источники данных, необходимых для их определения.

После, формируются варианты проектирования КСОДД на основе разработанной системы целевых показателей. Т.к. далее по перечню п. 19 Правил следует оценка эффективности вариантов проектирования КСОДД, то делаем вывод, что именно в этом этапе должны быть разработаны конкретные мероприятия по ОДД для каждого варианта, указанные в п. 22 Правил.

В п. 19 Правил далее следует выбор утверждаемого варианта, который производится на основе сравнительного анализа каждого варианта по эффективности (обеспечение безопасности дорожного движения, экологической безопасности, уменьшение времени поездок и т.д.) и экономической целесообразности. Отметим, что провести сравнительный анализ возможно только при детальной разработке мероприятий по ОДД каждого из вариантов проектирования КСОДД, иначе оценка будет не объективной.


Какое должно быть содержание КСОДД?

 

Итак, мы разобрались, какая структура должна быть у КСОДД, удовлетворяющая требованиям Правил, но чем именно должен быть наполнен документ? Тут необходимая информация содержится в п. 20 – 31 Правил, и если с п. 20 – 22, 31 все достаточно очевидно, то с остальными возникают вопросы.

В КСОДД должны содержаться результаты компьютерного и математического моделирования (п. 23 – 25 Правил). Причем модели разрабатываются как для всей улично-дорожной сети, так и для отдельных узлов с учетом отдельных мероприятий по ОДД и вариантов проектирования для оценки их эффективности с учетом прогнозирования изменения дорожной ситуации и параметров дорожного движения на срок разработки КСОДД. Делаем вывод, что моделирование должно осуществляться отдельно для каждого варианта проектирования КСОДД, с соответствующими проверками адекватности полученных моделей и интерпретацией результатов. Однако не во всех случаях моделирование является эффективным инструментом, и в таких случаях в КСОДД это нужно учитывать и производить соответствующие корректировки в методах моделирования.

В п. 26 сказано, что обоснование выбора утверждаемого варианта осуществляется на основе сопоставления достигаемых целевых показателей и укрупненной оценки затрат. Однако в п. 27 сразу же указано, что по итогам обоснования мероприятий по ОДД должен быть сформирован их перечень, установлена очередность реализации, а также проведена оценка объемов финансирования. Таким образом не выполнив п. 27, невозможно выполнить п. 26, т.к. целевые показатели и объемы финансирования, хоть и укрупненные, определяются на конкретные сроки, а для этого нужно рассматривать отдельно каждое мероприятие по ОДД. Аналогичная ситуация с п. 28 – 30. В итоге для каждого мероприятия должны быть определены сроки реализации, с учетом степени их влияния на эффективность ОДД, затем рассчитываются целевые показатели для каждого из варианта проектирования, и уже после этого определяется эффективность и объемы финансирования.


Резюмируя, делаем вывод, для того чтобы разработать качественную КСОДД, необходимо:

  • выполнить все требования нормативно-правовой документации;
  • в полной мере проработать концепцию проектных решений с заказчиком и согласующими органами;
  • выполнять проектные решения на высоком инженерном уровне;
  • использовать передовой опыт в области ОДД.

И главное помнить, что правильно выполненная работа всегда исключает дальнейшие риски возникновения спорных вопросов и неоднозначных ситуаций.


Заказать актуализацию или разработку КСОДД (комплексная схема организации дорожного движения), получить расчет стоимости работ по разработке или актуализации КСОДД, исходя из специфики Вашего региона, а также получить бесплатную консультацию наших специалистов, Вы можете получить, обратившись по номеру телефона 8(800)555-00-57 или воспользавашись формой обратной связи, мы будем рады Вам помочь.


г. Санкт-Петербург 
ООО «ТехСреда»