Правительство РФ всерьез занялось регулировкой дорожного движения, особенно в крупных городах. Это нашло свое отражение в законодательных документах, регулирующих дорожно-транспортную отрасль государства.
Одной из наиболее значительных областей, которая была затронута в поправках к законам, является сфера организации дорожного движения. В частности, лицам, ответственным за создание и утверждение ПОДД (проектов организации дорожного движения), стоит обратить особое внимание на внесенные в закон изменения.
В 2022 году в ряд законодательных актов, регулирующих дорожно-транспортную отрасль и ПОДД в частности, будут внесены поправки. Изменения коснутся многих законов, включая:
Закон №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в РФ» от 27.12.2017 г.
Закон «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ от 26.12.2008.
Закон «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ и др. законодательные акты.
Вступление поправок в силу в указанные ранее законодательные акты запланировано на 1 января 2022 года. Поэтому у россиян еще есть время ознакомиться с согласованными изменениями и адаптироваться к новым условиям на дорогах.
В связи с ростом количества автомобилей и увеличением числа «пробок» (заторов), связанных с загруженностью автодорог, Правительство РФ всерьез занялось проблемой борьбы с остановкой движения на дорогах. Это отражается на увеличении ряда контролирующих функций на отдельных участках дорожно-транспортной отрасли.
Например, с 1 января 2022 года движение на коммерческих (не являющихся парковками общего пользования) парковках близ торговых центров и иных крупных учреждений, площадь которых превышает 10 тыс. м², будет регулироваться согласно действующему на территории проекту организации дорожного движения (далее – ПОДД), это нововведение будет прописано ч.15 ст.12. действующего закона.
Ранее эта сфера не была «подконтрольной» для ПОДД, то есть, при проведении реставрационно-строительных работ или капремонта движение на парковках с оживленным транспортным потоком фактически не регулировалось, что отрицательно влияло на ситуацию в дорожно-транспортной сфере региона, особенно в крупных населенных пунктах.
Вдобавок к вышесказанному, в документы, регулирующие дорожно-транспортную отрасль, вводится понятие «затора». Так как при разработке документации ПОДД и КСОДД теперь особое внимание уделяется загруженности автодорог, со вступлением поправок к закону «Об организации дорожного движения» в силу Правительство РФ потребует разработчиков схем организации дорожного движения способствовать сокращению заторов минимизации заторов (ч.3 ст.16).
Также в новом законе уделяется внимание тому, когда требуется разработка временной схемы ОДД. Теперь, согласно поправкам в п.2 ч.2 ст.18, ПОДД подлежит разработке, даже если остановка движение транспортных средств было прекращено менее чем на сутки. Наличие проекта организации дорожного движения также стало необходимым при капитальном ремонте автодороги (п.1 ч.3 ст.18).
С принятием новых поправок количество проектов значительно уменьшится. Теперь ПОДД требуется для участков автодороги на границе муниципальных образований с населением от 50 тыс., а не 10 тыс., как было ранее (п.3 ч.3 ст.18).
Такие меры призваны упростить согласование и утверждение документов, так как в связи с сокращением количества ПОДД уменьшится объем работы федеральных исполнительных органов и органов местного самоуправления, которые занимаются контролем в данной области.
Новые правила предусматривают разработку ПОДД для временных работ, производство которых займет менее 1 суток. Ранее на столь короткий период ПОДДы не требовались. Это позволит исключить ситуации самовольной неграмотной установки ТСОДД строительными и эксплуатирующими организациями.
Также будет введена упрощенная схема утверждения проекта, если на участке произошла авария и проводятся срочные ремонтно-восстановительные работы, которые привели к остановке транспортного движения. В такой ситуации согласование проекта с федеральными органами исполнительной власти для утверждения ПОДД не требуется (п.9.2 ч.9. ст.18).
Кроме того, теперь сотрудники полиции обязаны согласовывать КСОДД и ПОДД. Об этом упоминается в поправке к п.19 ч.1. ст.12 закона «О полиции» 07.02.2011 №3-ФЗ. Надо отметить что ранее требование по согласованию документации в ГИБДД были зафиксированы только в Приказе от 30.07.2020 №274 «Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения».
После своего утверждения новый проект, согласно ч.15 ст.18, должен быть отправлен в уполномоченные органы в течение 30 дней с момента утверждения. В действующей версии закона не были установлены сроки отправки принятых документов.
Согласно нововведениям, разработка и согласование ПОДД для частных автодорог, которые входят в состав дорожно-транспортной инфраструктуры, не осуществляется (ч. 7 и ч. 9 ст.18). То есть, муниципальные органы не несут ответственности за наличие проекта на участках дороги, которые принадлежат частным лицам, даже если эти участки входят их в подведомственную территорию.
С учетом поправок к закону, частные лица обязаны сами обратиться в федеральный орган исполнительной власти для разработки и согласования ПОДД на своем участке автодороги (п.9.1 ч.9. ст.18). Однако в законе нет четкого определения относительно того, является ли разработка ПОДД для частных участков автодорог обязательной, и действуют ли особые условия к разработке, согласованию и утверждению проектов организации дорожного движения на частной территории. Поэтому данная поправка, вероятно, до вступления закона в силу будет отредактирована с учетом предполагаемых изменений.
До 1 января 2022 года контроль в области ПОДД распространялся только на мероприятия, находящиеся в компетенции уполномоченных органов в области дорожно-транспортного регулирования. Теперь деятельность ИП и юрлиц, реализующих заложенные мероприятия в области организации дорожного движения, также подлежит региональному госконтролю (п.2 ч.2 ст.20). К слову сказать, будет введен термин «региональный госконтроль», с расшифровкой сферы деятельности данного надзорного органа.