Электросамокаты в РФ- запретить или создать условия?

Электросамокаты в РФ- запретить или создать условия?
Чт, 02 Сентября 2021 в 19:51

Электросамокаты стремительно набирают популярность в РФ, особенно в крупных городах. Благодаря своей мобильности и шерингу, микротранспортные средства позволяют многим туристам и работающим жителям мегаполиса значительно увеличить скорость своего передвижения в городской среде, не прибегая к услугам каршеринга или такси. По данным Департамента транспорта РФ, в середине лета россияне совершали более 500 тысяч поездок на электросамокатах в месяц, что превышает показатели весеннего периода более чем вдвое.


Проблемы использования электросамокатов в РФ

Недорого, удобно, высокая скорость — вот основные преимущества этого средства индивидуальной мобильности (СИМ). Но рост популярности привел к возникновению ряда проблем. 

По данным Минтранса, по итогам летнего периода в Москве и Санкт-Петербурге зафиксировано более 20 нарушений ПДД с участием электросамокатов. Основная причина ДТП — превышение скорости свыше 20 км/ч на пешеходных дорожках и неосторожное управление СИМ.


Проблема №1: в РФ нет инфраструктуры для использования электросамокатов

Негатив в сторону электросамокатчиков растет с каждым днем. Некоторые пешеходы, особенно в столичном регионе и Ленинградской области, высказываются в сторону шеринга СИМ и частных владельцев самокатов крайне категорично, требуя Правительство регионов принять законопроект, запрещающий использование данного вида транспортных средств. 

Другие, кому электросамокаты также мешают нормально передвигаться в городской среде, отмечают, что управляющие СИМ граждане действительно часто нарушают ПДД, но не всегда это происходит только по их вине. 

В РФ фактически нет никакой инфраструктуры для владельцев этого микротранспортного средства, а потому резкий рост электросамокатов в мегаполисах и повышение интереса у жителей крупных городов к шерингу СИМ привели к тому, что электросамокатчики вынуждены передвигаться везде, не понимая, какая зона является для них разрешенной на законодательном уровне.


Проблема №2: для управления СИМ требуется новый законопроект и изменение ПДД

В текущий момент законопроекта и правил ПДД, в которых были бы четко прописаны разрешенные действия электросамокатчиков и шеринга этого вида СИМ, в РФ нет. Поэтому те, кто катается на самокатах со скоростью до 60 км/ч, встречаются и на проезжей части, и на пешеходных пешеходах, и на велосипедных дорожках. 

В отличие от стоянок для велосипедистов и автомобилистов, специально обустроенных мест, в которых можно спокойно и в соответствии с ПДД «припарковать» электросамокат, в России тоже нет. Исключение составляют редкие зоны, созданные владельцами шеринга самокатов — в таких местах есть несколько выделенных участков, парковок для арендованного микротранспорта, которые сначала нужно отыскать, что в пределах мегаполиса типа Москвы и Санкт-Петербурга — не очень удобно, особенно с учетом основной причины выбора СИМ — высокой мобильности. Поэтому многие пользователи арендованных самокатов попросту оставляют их на бульваре, парковочных местах для велосипедов. 

Те, кто откровенно нарушает ПДД, управляя самокатом в нетрезвом виде, бросали самокаты далеко от обочины или прямо посреди пешеходного перехода. Такое поведение, наряду с самой опасностью при управлении электросамокатом в состоянии опьянения — вторая, кроме отсутствия инфраструктуры, значимая проблема, которую необходимо решать на государственном уровне.


Международный опыт «внедрения» электросамокатов в дорожное движение городской среды

Инфраструктуру — в массы: СИМ переросли велоспорт по популярности всего за полгода, а потому регулирование этого вида транспорта на законодательном уровне наряду с созданием условий, комфортных для передвижения на электросамокатах, требуется уже сейчас. 

В западных странах и Европе, в связи с более ранним появлением электросамокатов на улицах, в законопроект уже внесены некоторые изменения. Но стоит учитывать тот факт, что велоспорт в Европе и Америке более распространен, чем в РФ, да и число любителей этого вида транспорта в тысячи раз превышает количество велосипедистов на российских дорогах. Поэтому протяженность велосипедных дорожек в самом урбанизированном и инфраструктурно развитом городе РФ, столице, не превышает 39 км. 

На международном рынке регулирование электросамокатов уже давно является пройденным этапом, например:

В Америке можно передвигаться на них по обочине дороги, реже — на велодорожках.

В столице Англии управлять микротранспортом могут только лица старше 18 лет. Скорость движения ограничена до 20 км/ч. 

Во Франции есть специальные места для парковок СИМ, скорость движения также ограничена — не более 25 км/. Езда по тротуарам запрещена, рекомендуется носить шлем, а также на транспорте должны быть светоотражающие полосы. 

В Дании, Германии правила схожи — скорость пользователей СИМ не должна быть выше 20 км/ч, нельзя ездить по тротуарам, а сам микротранспорт доступен только тем, кому исполнилось 15 лет. 

С учетом опыта в иностранных государствах, можно сделать вывод, что Правительство в большинстве стран в первую очередь учитывает мнение пешеходов, которые рискуют столкнуться с владельцами электросамокатов, передвигающихся по тротуарам на высокой скорости. Поэтому движение по данному участку автодорог запрещено, как и развитие скорости свыше 20-25 км/ч.


Рынок электросамокатов и их шеринг: текущая позиция в РФ и ближайшие перспективы

В текущее время в РФ все, кто передвигается на электросамокатах — фактически пешеходы. Но при этом они управляют микротранспортным средством, которое в некоторых случаях может развить скорость до 60 км/ч. С такой скоростью передвигаться в пешеходных зонах смертельно опасно, а потому многие считают, что Правительство крупных городов может и вовсе запретить этот вид транспорта, учитывая известия об участившихся ДТП с участием СИМ. 

Но не все придерживаются негативных прогнозов. Учитывая отнесение электросамокатов к числу средств индивидуальной мобильности и их мощность, способную развить скорость, не уступающую мопедам, некоторые политики требуют, чтобы эти виды транспорта попросту приравняли друг к другу. 

Частичное сравнение мопеда с электросамокатом в рамках развития скоростей и высокой мобильности уместно, но на этом все сходства заканчиваются. Да и ввод такого сравнения с коммерческой точки зрения опасен, ведь для управления мопедом требуются права категории «М». Если электросамокат приравняют к мопеду, рынок шеринга микротранспорта погибнет, ведь большинство арендаторов этого вида микротранспорта вряд ли имеют права на данную категорию, а более 97% пользователей электросамокатов — моложе 35 лет.

С учетом текущего положения, к числу основных мер, которые помогут урегулировать использование электросамокатов в РФ уже сейчас, можно отнести законодательное ограничение скорости до 20 км/ч на оживленных участках, запрет на передвижение в пешеходных зонах и использование микротранспорта лицами моложе 16 лет и в нетрезвом виде. Некоторые из мер, например, ограничение скорости в оживленных зонах до 20 км/ч, появляются в Москве и Санкт-Петербурге уже сейчас.


г. Санкт-Петербург 
ООО «ТехСреда»