Дорожно-транспортная отрасль: какие изменения в ФЗ- №443 произойдут в 2022 году?

Дорожно-транспортная отрасль: какие изменения в ФЗ- №443 произойдут в 2022 году?
Пн, 26 Апреля 2021 в 14:18

В 2022 году в законе №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в РФ», принятом 29 декабря 2017 года, и других законодательных актах, регулирующих данную область, запланирован ряд изменений. Они связаны со вступлением в силу новых поправок, одобренных уполномоченными органами (Минэкономразвития, Минфином и др.) и представленных на рассмотрение Аппарату Правительства РФ 10 ноября 2020 года. 

Вступление в силу новых поправок запланировано 1 марта 2022 года, и они в большей степени связаны с изменением в области мониторинга дорожно-транспортной отрасли и разработке схем по организации дорожного движения (КСОДД и ПОДД).


Новое  в законодательстве РФ об организации дорожно-транспортной отрасли

Новые поправки призваны усовершенствовать организацию дорожного движения в РФ. Они носят как значительный характер, так и связаны с изменением ряда формулировок в законе.


Власти на борьбе с пробками

Правительство РФ всерьез озабочено борьбой с заторами, или пробками. Это подтверждает введение нового понятия «затор» (ст.3 п.11) и упоминание о нем как элементе учета при разработке схем организации дорожного движения (ч.3 ст.16) и непосредственной помехе движению на дорогах (п.2 ч.1 ст.11). 

Активизация борьбы с заторами на дорогах также находит свое отражение на укреплении обязательного наличия КСОДД в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь). Теперь, согласно ч.2 ст.17, разработка КСОДД в этих мегаполисах контролируется на законодательном уровне, и это неслучайно. 

Чем крупнее город, чем развитее его дорожно-транспортная сеть и инфраструктура, тем больше он нуждается в наличии современной схемы, позволяющей усовершенствовать движение на дорогах.


Передача контроля

С 1 января 2022 года вводится ограничение на список организаций, ответственных за мониторинг дорожного движения (изм. в ч.1 ст.10). Мониторинг остался под контролем органов власти, а часть автодорог, находящихся в доверительном управлении, теперь контролируется госкомпанией «Российские автомобильные дороги».


Уменьшение количества схем ОДД

Необходимость разработки обязательной схемы организации дорожного движения (КСОДД) в населенном пункте численностью свыше 10 тыс. жителей каждые 5-10 лет было проблемой для ответственных лиц. Но с принятием нового закона количество КСОДД уменьшится в разы. Теперь КСОДД являются обязательными для территориальных объектов с численностью населения не менее 50 тыс. жителей, а не 10 тыс., как требовалось ранее. 

В свою очередь ПОДД также рекомендуется для участков автодорог близ муниципальных единиц, население которых составляет от 50 тыс. чел. Менее крупные населенные пункты и муниципальные округа (районы и др.) также могут разрабатывать схемы организации дорожного движения  по инициативе местных органов власти (ст.17 ч.2).

Упрощение КСОДД и ПОДД для лиц, ответственных за наличие схем на участках автодорог с населением менее 50 тыс. чел., безусловно, является приятной новостью. Но «укрупнение» объемов обязательной документации для дорожно-транспортной отрасли может стать причиной того, что новые схемы не будут такими подробными, а потому это может негативно отразиться на ситуации на дорогах в целом. 

Стоит учитывать, что Правительство РФ ставит проблему с заторами на дорогах в приоритет, а потому принятие такой поправки в законе вызывает ряд противоречий. 


Инициатива –  частным владельцам

Ранее на участки частных автодорог, входящих в состав дорожно-транспортной отрасли территориального субъекта, распространялись обязательства по наличию ПОДД во время ремонтно-строительных работ. Но в новом законе (ч. 7 и ч. 9 ст.18 и п.9.1 ч.9. ст.18) указано, что уполномоченные лица не имеют права разрабатывать ПОДД на частной территории. Если владелец автодороги желает, чтобы на его участке действовал проект по организации дорожного движения, он должен сам проявить инициативу по созданию ПОДД. 

При этом в законе нет четкого определения, являются ли действия частных владельцев автодорог по разработке ПОДД обязательными, или же собственники участка могут проигнорировать рекомендации по наличию проекта по организации дорожного движения. Поэтому наличие схем на частных участках автодорог является прерогативой лиц, владеющим участками. Согласование и утверждение проектов осуществляется с уполномоченными органами федеральной исполнительной власти и органо в местного самоуправления.


Частные парковки в зоне свободного ценообразования

Контроль над платными парковками теперь перешел от органов госвласти субъектов РФ (п.4 ст.12 и п.4 ч.1 ст.13) к владельцам самих парковок, что может отразиться на резком скачке стоимости услуг. Со вступлением новых поправок в силу власти отныне не будут мониторить и регулировать цены на платной парковочной зоне, поэтому не исключено, что владельцы частных парковок начнут повышать цены за свои услуги. 

Повышение цен, возможно, наиболее серьезно затронет жителей мегаполисов, например, Москвы и Санкт-Петербурга, где в центральной части и вблизи объектов с оживленным движением жителей и гостей города (культурные центры, музеи, парки, торгово-развлекательная зона) платные парковки пользуются большим спросом.


Замена терминов

Упраздняется понятие федерального госконтроля в области организации дорожного движения, что отражается на исключении термина из всех законодательных актов, в которых ранее он упоминался. Вместо этого в законе используется определение «региональный государственный контроль в области организации дорожного движения». 

Исключение федерального контроля из списка употребляемых в законе терминов связано с этимологией понятия. Федеральный контроль представляет собой не наблюдение за ситуацией в области дорожно-транспортного движения в регионе, а контроль над деятельностью ответственных государственных органов власти. 

По сути, федеральный контроль является частью внутреннего аудита, а потому определение не совсем точно подходит для контекста законодательных актов, связанных с организацией движения на дорогах РФ.


 Расширение полномочий Минтранса

В новом законе появилась информация о том, что федеральный орган исполнительной власти, ответственный за транспорт в регионе (Минтранс), теперь может устанавливать типовые дополнительные профессиональные программы  для подготовки специалистов, ответственных за мониторинг дорожно-транспортной отрасли (новый пункт 3 в ст.8). 

Ранее в законе указывалось, что у специалистов по мониторингу дорожно-транспортной отрасли должно быть высшее образование, но не было информации, какой орган отвечает за разработку обучающих программ. Теперь  эти обязанности перешли к представителям Министерства транспорта РФ.


Расширение контроля

Если деятельность ИП или юридического лица связана с ОДД, то, согласно ч.2 ст.20 закона №443-ФЗ, над этими организациями и частными лицами также будет осуществляться контроль уполномоченных органов. 

С одной стороны такое нововведение позволит исключить преступную и иную, несущую вред, деятельность коммерческих структур. Но в законе нет точного определения, по каким критериям будет оцениваться причастность предпринимателей и коммерческих организаций к сфере дорожного движения, но известно, что такие меры приняты для пресечения нарушений перечисленными субъектами.


Расширение полномочий

В 2022 году у сотрудников полиции появится возможность принимать участие в согласовании и утверждении КСОДД и ПОДД. Об этом указано в п.19 ч.1. ст.12 закона «О полиции» 07.02.2011 №3-ФЗ. То есть, начиная с 2022  года, сотрудники полиции смогут согласовывать схемы организации дорожного движения во время исполнения своих обязанностей. 

Предполагается, что данное нововведение будет использоваться в большей степени при разработке ПОДД в срочном порядке. Согласно новым поправкам в законе (п.2 ч.2 ст.18 закона «№ 443-ФЗ), теперь для разработки срочного проекта организации дорожного движения не нужно ждать, пока транспортное сообщение будет остановлено более чем на сутки. 

Со вступлением закона в силу проект по ОДД может быть утвержден в течение ближайшего времени после образования затора. Таким образом, власти дополнительно усиливают меры по борьбе с пробками, которые для мегаполисов и иных крупных городов стали проблемой экономического масштаба.


г. Санкт-Петербург 
ООО «ТехСреда»